КОНТЭН - контроль энергии

Автор и создатель Контэна - Сенчуков    Контэн в Алматы (Алма-Ата), Казахстан.

   практическое боевое искусство КОНТЭН в Казахстане

 

главная

О стиле КОНТЭН

О происхождении стиля

От создателя стиля

Отзывы

Гостевая

 

Семинары

Вопросы по семинару

 

Да-цзе-шу. Искусство пресечения боя

Главный вопрос боевых искусств

 

 

написать Сенчукову Ю.Ю.

www.conten.ru

Главный вопрос боевых искусств

Вопрос этот, конечно, не нов, - однако, так или иначе его задает себе каждый из нас, независимо от того, занимается ли он БИ давно, или же только прикидывает, стоит ли в это лезть. Ответить на него крайне необходимо каждому, поскольку от этого ответа зависит очень многое – и то место, которое БИ будут занимать в вашей жизни, и те успехи, та жизненная позиция, которых вы добьетесь благодаря вашим занятиям. От ответа на этот вопрос зависит и то, какую именно форму примет “ваше” боевое искусство: будет ли оно приятным досугом, способом изысканно “убить время”, или самоутверждением в напряженной соревновательной гонке, - а может, в уличных или кабацких драках. Или в эстетских спорах о познании дао посредством практики тайцзи. А может это будет угрюмая аскеза в никому неизвестном подвале – год за годом, одни и те же движения, отжимания. Этакая боевая йога.

Ведь самоутверждаться можно так по-разному.

И заниматься можно по-разному. Как и жить.

Боевые искусства я видел с самых разных сторон – по крайней мере, с момента Великого Разрешения в 1989 до нынешних дней. И люди мне встречались самые разные. Со многими мы спорили, кое с кем вплоть до самой настоящей вражды, со многими находили общий язык и становились настоящими друзьями. И, кстати сказать, и среди одних, и среди других было приблизительно поровну и эстетов, и спортсменов, и подвальных самородков. Так что со временем я понял: в любой из указанных выше групп могут найтись мои единомышленники или противники

Начиная свою карьеру инструктора с попыток воссоздать и реконструировать традиционные методики (это было хапкидо) я дошел до полного отрицания всяких методик вообще – а потом вдруг заметил, что мое отрицание в одном странным образом приводит к почти точному соответствию в другом. И мой протест против традиций оказался –по крайней мере для меня – возвратом к традициям, восстановлению их изначального смысла.

И вот, мне кажется я нашел, зачем они, боевые искусства, нужны ВООБЩЕ.

Вот моя версия

Боевые искусства – это система универсального знания о мире, в котором живут люди, об искусстве выживать среди людей – и система передачи этих знаний. С одной стороны, банально – кто только об этом ни говорил, а с другой…

… Что есть драка? С детсадовских времен – способ завоевать себе место в обществе. Только давайте не просто повторим эти слова, как навязшую в зубах банальность – давайте попытаемся их понять. В чем состоит это завоевание?

Тебя слушают более внимательно, как раньше не слушали. Тебе дают то, чего раньше не давали. Ты чувствуешь себя ЛУЧШЕ. Почему? А нипочему. Просто.

Давайте не будем поспешно объявлять это моей философией, делать выводы о моей личности, и так далее и так далее… Это же о детсаде. О детсадовской драке и ее мотивах. А в этом возрасте они всегда очень простые. И никакого добра и никакого зла нет. А деремся потому что хочется именно сейчас, а объяснять долго.

Однако любой взрослый – это тот же самый детсадовец, только выросший. Основа личности закладывается именно тогда. И именно тогда мы получаем первые навыки преодоления житейских трудностей – в том числе и посредством физической силы. Учимся вести себя в обществе, занимать какое-то место в его иерархии. И именно поэтому смотрим фильмы про кунфу или этим самым кунфу занимаемся. Потому что нравится нам проблемы своими руками решать. Вот так – взять и сделать. Или по крайней мере, знать, что ты МОЖЕШЬ, по настоящему можешь, а не только говоришь об этом.

Конечно, сейчас модно говорить, что “боевые искусства не для драки” -хотя тогда вообще-то непонятно, для чего же они вообще, и почему мы все-таки сопереживаем главному герою, ломающему кости и сворачивающему челюсти. В старину люди попроще были и не боялись признаваться в истинных своих желяниях хотя бы себе самим. Да и то сказать - одно дело не уметь применять силу, а другое – уметь, но отказываться. Согласитесь, последнее впечатляет больше.

Не для драки? Ну ладно – действительно, дураком будет тот учитель, который призывает своих учеников все проблемы кулаками решать. Любая крайность есть абсурд, а любой абсурд – несомненная глупость. Точно такая же, как и полный отказ от всякого “насилия”. Если не для драки – тогда для чего же? Чему же все-таки люди обучаются на тренировках, что вырабатывают? Бойцовый характер? А в чем он состоит?

Хорошо, посмотрим. Твердость духа? Ясность мысли в присутствии опасности? Умение быстро принять решение? Умение принять на себя ответственность за свои поступки? Умение настоять на своем?

Скажете, что в драке этого не нужно? Нужно. Без этого не выиграешь драку даже в детском саду. Именно поэтому дети и дерутся. Именно для этого и дерутся. Тренируются естественным образом. А взрослые им не дают. Почему? Да просто потому, чтобы облегчить себе “присмотр за детьми”. То есть, подавить их, лишить возможности развития. Таким образом, взрослые неосознанно становятся на роль лидера в стае, и ревностно следят за тем, чтобы никто из подчиненных ни на йоту не приблизился к его уровню, не посягнул на его авторитет. Дутый авторитет, поскольку ни бегать ни прыгать, ни тем боле драться так, как это умеют дети, взрослый не способен. Если авторитет этот дрогнет хоть на миг – дети любого воспитателя в посмешище превратят и слушаться не будут. Отсюда и все эти конфликты “отцов и детей”. Просто все наше хваленое воспитание плодит уродов, не способных двигаться – а те в свою очередь, делают такими же уродами своих детей. Вынуждены. Поскольку иначе не смогут их контролировать. Подавлять, то есть.

Именно поэтому мы сплошь и рядом видим странный феномен –“трудных детей” отдают в секцию бокса – и дети перестают быть трудными. Ах, какой молодец тренер! Да, молодец – хотя вся заслуга его в том, что он не стоит над душой у детей и не мешает им быть самими собой. И они делают то, к чему изначально стремились и за что боролись. А “трудными” их назвали именно потому, что они сопротивлялись подавлению. Как умели, так и сопротивлялись – самыми доступными им способами. Уроки прогуливали, дрались, ругались, над учителями издевались. А как бы вы, кстати, поступили, окажись вы в таком же принудительно-воспитательном заведении, каким является школа? Если бы вам к примеру, ненужную вам информацию – уставы, к примеру - читали час за часом, а в перерывах еще и размяться не давали? Надолго бы хватило вашей дисциплины?

Не было ли вам обидно и непонятно, еще с детских лет, то, что дворовый хулиган Васька сильнее и опытнее вас, хотя курит и даже пьет? Не казалось ли, что он лучше разбирается в жизни? Да и потом - не кажется ли вам странным, что как только всем предоставили полную свободу устраиваться в жизни, хозяевами жизни оказались вчерашние “трудные”, всегда шедшие против общества, и в гробу видавшие все школьные премудрости? Несомненно, казалось. А вся несправедливость заключалась именно в том, что все полученное вами образование прежде всего учило подчиняться и делать, что скажут. А он никого не слушал и делал что хотел. И потому, несмотря на то, что рос как бурьян в поле, имеет над вами неоспоримое психологическое преимущество. Потому что привык заботиться о себе сам. И ему не нужны чьи-то поощрения и по фигу все порицания.

А теперь представьте себе систему обучения, где вот такой независимости и самостоятельности учат с первых шагов. Учат на примере самом доходчивом: каждая ошибка – искры из глаз. Как в той секции. Только цель такого обучения – не какой-то суррогат в виде соревнований и кубков, а конкретное преимущество – на улице, в разговоре, в переговорах, в ведении дел. Не случайно же об этом столько книг написано: бизнес и каратэ, бизнес и айкидо, - чего там только нет. И это вовсе не притянуто за уши – закономерности в движениях боевых искусств и в том же самом бизнесе практически одинаковы. А если там и есть какие-то натяжки, так это только в том, что вместо реального, целостного боевого искусства вам предлагают какие-то заменители – узкоспециализированные “единоборства”, не обладающие полным спектром возможностей. Представьте себе, что бы было, если бы на переговорах вы всегда уступали оппоненту инициативу (как в айкидо), или всегда только перли бы напролом. Ведь то, что мы сегодня видим под названием боевых искусств, это именно такие суррогаты. Они разрешены сложившейся системой лишь потому, что делают вас легко предсказуемыми, а значит, контролируемыми; дают вам возможность “спускать пар” в залах, воображая себя крутыми воинами, а не “учинять беспорядки”, собственноручно защищаясь от нападений, а попутно загружают вам головы всякими чайными церемониями и романтическими притчами, чтобы вы не дай бог не начали думать сами. Потому что, если бы вы могли защититься сами, не надеясь на милицию, то вполне возможно, вы задумались бы и над тем, зачем нам столько милиции. А то и начали защищаться от нее, родимой. А это уже крамола.

Именно поэтому боевые искусства в нашем обществе выглядят именно так. И “предназначены не для драки”. Несмотря на то, что все говорят - с умным видом, с претензией на “глубину” - “жизнь – это бой”.

Да, жизнь - это бой. Она такая, какая есть. И в этом бою нет запрещенных приемов – или, по крайней мере, не худо было бы их знать, дабы суметь защититься. И никто не пожалеет, если с ног тебя собьют, потому что жизнь такова. И никто не заступится. И за тебя никто драться не будет.

Человек – существо социальное, а в любом социуме присутствует иерархия. Это значит, что кто-то стоит выше, а кто-то ниже. Людей много, незаменимых нет – и вот он, вечный вопрос – кто будет выше, он или я? И как вы думаете - кто? Более напористый или более начитанный? Более решительный, или более послушный?

Что? Почему я противопоставляю эти качества? Да ведь не я. Вы только посмотрите повнимательнее.

Ну ладно – а при равной начитанности – кто? И, кстати, а почему так привычно умение драться за свои права противопоставляется начитанности? Это вам не кажется странным?

Чему мы учимся в детских драках? Тому, что не стоит откладывать проблему на потом – потом справиться с ней может оказаться труднее. Если не подраться сегодня, сейчас, когда есть шансы на победу (хотя бы благодаря решительности и напору), то завтра подготовившийся противник может оказаться сильнее. Или хотя бы просто потому, что та конфета, которую ты уступил без боя сегодня, тебе уже не достанется никогда. Так и складывается незримая иерархия социума. Одни, не уступая, не обращая внимания на синяки и шишки, пробиваются наверх – и становятся “альфами”. И то, что Наполеоны, Гитлеры и Ленины не славились ни статью, ни мощными кулаками, как-то сводит на нет все рассуждения о грубой силе, наглости и прочих недостатках, которыми мы так любим оправдывать свои поражения. А те, кто уступает, проигрывает ступенька за ступенькой скатываются вниз, становясь бетами, гаммами – и так до омеги. И мечта о реванше становится все призрачнее, поскольку никогда омеге не побить альфу, никогда ей не сравняться даже с бетой… Все придется проходить с самых низов.

Как ни странно это напрямую касается жизни и вашего отношения к жизни. То есть отношения жизни к вам. Если вы привыкли быть омегой, то и в бизнесе вы останетесь омегой, не проявите решимости в нужный момент, просто потому что базовые реакции у вас НЕ ТЕ.

Такова она, жизнь.

Именно этому знанию учили боевые искусства, возникшие в перенаселенном Китае совсем не случайно. Именно поэтому боевое искусство и Конфуций, и Будда называли признаком благородного человека.

Вот такому боевому искусству я и предлагаю учиться. Тому, которому изначально обучали те учителя, которые не дожили до федераций. Которые тысячелетиями были в “на заметке” у властей, которым не давали подняться, дабы не набирали они слишком большого влияния.

Искусству, в котором изначально все ясно и понятно. В котором нет лишних движений и нарочитых красивостей – но в котором совершенство и мастерство способны решить любую ситуацию.

Именно таким оно и должно быть.

В этом и есть его главный смысл.

Ю.Ю. Сенчуков.

 

 

Ближайший семинар по КОНТЭНУ в Казахстане состоится:

23-25 апреля 2005, Алматы

подробнее

 

 

 Наши партнеры

Казахстан: Школа Своего Дела

Газета цветоводов Каазахстана

студия по созданию сайтов с НЕДОРОГИМИ(!) услугами

 

 Приглашение

на участие в АДИ

 

 Для партнеров

перейти

 

 Посещений

 

 

 Эл рассылки


 

главная :: О стиле КОНТЭН :: О происхождении стиля :: От создателе стиля :: Отзывы :: Семинары

Да-цзе-шу. Искусство пресечения боя :: Главный вопрос боевых искусств :: Гостевая

 

по материалам сайта www.conten.ru , 2004-2005 Черных Н.В.

Сайт управляется системой uCoz